Описание картины Ильи Остроухова «Сиверко»
Илья Остроухов, 1890 год, картина «Сиверко», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Сиверко |
Страна, художник | Россия, Илья Остроухов |
Год | 1890 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Илья Остроухов – русский пейзажист, академик, коллекционер и руководитель Третьяковки. Картина «Сиверко» считается не только лучшим произведением художника, но и одним из шедевров русской пейзажной живописи. На выставке передвижников пейзаж был высоко оценен критиками и зрителями, а Павел Третьяков приобрел ее у художника еще до выставки.
Перед написанием самого произведения художник создал два этюда: один из них хранится в частной коллекции, а другой безвозвратно утерян.
Для многих людей необычным покажется название полотна. «Сиверко» – это диалектизм. Так жители Поморского региона и северных земель называют холодный ветер, дующий с моря. Он приносил ненастную погоду, мрачные грозовые тучи и пронизывал своим холодным дыханием буквально до костей.
На холсте Остроухов живописно изобразил это предчувствие бури, приходящее вместе с первыми порывами Сиверко.
Картина не отличается особенной экзотичной красотой, зато честно представляет русский пейзаж в средней полосе. Высокий обрывистый берег, поросший островками травы, тянется вдоль излучины реки. Противоположный берег, напротив, низкий и песчаный. Вдали раскинулся цветочный луг, на горизонте вырастает сплошной стеной хвойный лес.
Сильный ветер нагоняет тяжелые свинцовые тучи – небо над пейзажем такое низкое, что, кажется, его можно коснуться рукой. По реке бежит рябь, а вода окрашивается в мрачные темно-фиолетовые, сизые и лиловые тона, которые контрастируют с теплыми охристыми оттенками песчаного берега. В излучине из воды выступают небольшие островки почвы, покрытые густой темной зеленью. Видно, что русло сильно обмелело в последние годы, а раньше вода подмывала высокий берег.
Произведение проникнуто ожиданием скорой бури. Мастер с помощью суровых приглушенных красок и однообразных повторяющихся мазков сумел передать силу ветра, сметающего все на своем пути и суровый нрав северного лета.
Критики хвалили картину, ставили ее автора в один ряд с Левитаном, а некоторые даже отмечали, что Остроухов сумел превзойти великого пейзажиста. Они писали, что работа органично отражает черты национального пейзажа, содержит свежие мысли, которые не перекроют даже новейшие живописные веяния.