Описание картины Игоря Грабаря «Февральская лазурь»
Февральская лазурь, Игорь Грабарь, 1904 год, Третьяковка, пейзаж. Фото: https://ru.wikipedia.org
Название | Февральская лазурь |
Страна, художник | Россия, Игорь Грабарь |
Год | 1904 |
Жанр | пейзаж |
Где хранится | Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Зимний пейзаж, февральский морозец, много белого и много голубого. Голубое небо перекликается с белыми березками, с белым снегом и морозным свежим воздухом. Лес еще окутан снегом, он еще спит, но уже проглядываются первые признаки скорой весны.
На переднем плане картины березы, очень высокие березы. Написана она так, как будто художник сидел, или даже лежал под деревьями. Такой прием придает картине большую объемность и открытость, как будто даже чувствуется морозный воздух рощи.
Очень много светлых тонов в картине, и, казалось бы, она должна быть большим светлым пятном. Но полотно не кажется перенасыщенным бело-голубыми тонами. Пятна веток и тени деревьев, редкие проблески предвесенних проталин на снегу. Все это придает картине новизны, будущей жизни и предчувствия весеннего буйства.
Цвета на полотне разбросаны, и если постоять и присмотреться, то заметишь, что и небо, переливаясь лазурью, дарит ее последнему февральскому снежку, через который уже кое-где проступают кусочки обломанных в прошлом году веток.
Если же рассматривать деревья, то видно, что ветви их клонились от снегов и ветров. И сейчас разляписто развесились в разные стороны в ожидании настоящего теплого весеннего солнышка. Глядя на березы, невольно начинаешь думать о скорых теплых, солнечных лучах, щебетании птиц, журчании ручейков. И березы тоже ждут, еще несколько дней, и наступит долгожданное пробуждение, ветви поднимутся к солнышку, нальются ароматными почками.
Легкий весенний ветерок собьет с ветвей прошлогодние сухие листья и начнется новый цикл, новая зелень, новая жизнь. Именно такого эффекта, предчувствия пробуждения и пытался добиться мастер. И если глядя на картину, вы тоже глубоко вдохнули, предчувствуя скорую весну, то художнику все удалось.
Еще кое-где виднеются кружева инея, схваченные и сплетенные морозцем, как будто березки нарядились в бусы. Стройные, русские березки-красавицы, немного заспаны, но все также хороши, скоро скинут бусы из инея, чтобы облачиться в зеленый сарафан с тысячами березовых сережек.
Последнее ожидание, тихое солнечное лазурное прощание с морозным февралем. Даже в самом названии картины уже есть намек на скорое пробуждение, на то, что эта лазурь прощается с лесом, с небом, с землей. И жизнь продолжается.