Описание картины “Боярский свадебный пир” Константина Маковского
К.Маковский, “Боярский свадебный пир”, 1883 год, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Боярский свадебный пир; Русский свадебный пир; Русский свадебный пир XVII века; Свадебный пир у бояр в XVII веке |
Страна, художник | Россия, Константин Егорович Маковский |
Год | 1883 |
Жанр | реализм, жанровая сцена |
Находится | Музей “Хиллвуд”, Вашингтон |
Материалы | холст, масло |
Картину “Боярский свадебный пир” написал русский художник Константин Маковский в 1883 году.
Горько или сладко – какова участь невесты
На полотне демонстрируется момент звучание тоста за жениха и невесту. Свадьба – важнейшее социальное событие в те времена, означающее взаимовыгодное слияние двух родов бояр, что имели политическое влияние на Москву.
Торжество проходит в гостевой. Своды потолка комнаты похожи на палаты кремлевских дворцов. По центру помещения – стол, по его периметру – группки мужчин и женщин. Пара молодоженов – справа в композиции – во главе стола. Жених сам только что увидел непокрытое лицо девушки и теперь демонстрирует будущую жену гостям.
Стол и гостевая в целом заставлены заморской посудой, разномастными кружками, кубками из злата-серебра. На первом плане, внизу слева, выделяется ларь, вырезанный из слоновой кости. На нем – эмалированная чашка из серебра.
На присутствующих льется яркий свет, благодаря чему видны их шикарные одежды, расшитые золотом. На женщинах – кокошники с жемчугом. В центре композиции – полный мужчина, одетый в шубу, подбитую алым бархатом; он выше всех поднимает кубок.
Картина запечатлевает и тот момент, когда прислужник заносит гостям приготовленного лебедя – символ плодородия. Это блюдо подают в качестве завершающего – перед тем, как проводить молодую пару в супружеские покои.
Полотно отражает, ориентировочно, 16 или 17 век. Торжество подходит к концу и, по традиции, приглашенные говорят тосты и кричат “горько”. Так они побуждают пару поцеловаться, чтобы подсластить “горькое” вино.
Но девушка кажется грустной и стеснительной, видимо, она не хочет целовать своего супруга. Стоящая крайней в композиции – по левую руку девушки – то ли мать, то ли сваха, мягко уговаривает ее не противиться. В центре стола, но по другую сторону есть еще один яркий персонаж – девушка, что глядит на пару с нескрываемой завистью.
А слева вверху стоит няня, будто задумавшись о том, как нелегко быть невестой и женой.
Полотно хранится в музее “Хиллвуд”, в Вашингтоне, США.