Описание картины Григория Мясоедова «Страдная пора. Косцы»
Страдная пора. Косцы, Григорий Мясоедов, 1887 год, Русский музей, Санкт-Петербург, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Страдная пора. Косцы |
Страна, художник | Россия, Григорий Мясоедов |
Год | 1887 |
Жанр | бытовой жанр, пейзаж |
Где хранится | Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Картина Мясоедова «Страдная пора. Косцы» настолько впечатлила императора Александра третьего, что он купил картину для личной коллекции живописи.
Страда. В поле косари с детьми и женами, жатва – важное событие в жизни крестьян. У самой межи еще не скошенная рожь, один за другим по полосе секут колосья косами мужики. Первым идет бородатый крестьянин в голубой косоворотке. Волосы его стянуты сплетенным из колосьев жгутом, по обычаю – это должны быть колосья из первого сформированного снопа.
Следом за ним, чуть левее, по своей полосе идет мужик в белой рубахе, а за ним совсем еще юный вихрастый белокурый мальчишка в красной залихватской рубахе. Так один за другим подходят к краю ржаного поля косари.
Следом за ними идут женщины крестьянки и их дочери, она собирают скошенную рожь и связывают в снопы для последующего обмолота. Справа видно, что почти все поле уже скошено.
Огромное золотое поле раскинулось под голубым летним небом, покрытым белыми дымчатыми облаками. На самом краю поля полоска сочной зеленой высокой травы, вперемешку в репейником, полевыми ромашками, подорожником, размашистыми листьями лопуха и одуванчиками. Среди колосков проглядываются сиреневые васильки.
Тут же на краю поля, на свежесвязанном снопе, лежат деревянные грабли одной из женщин и оселок в деревянной миске. В композиции заложено чередование: темные и светлые одежды, мужчина и женщина крестьяне.
Немаловажную роль в композиции играет и сам пейзаж, на фоне которого крестьяне косят рожь. Бескрайность золотых полей, уходящих за горизонт, бездонность голубого летнего высокого неба, украшенного пеной облаков, в которых золотом отражается простор русского поля.
Глядя на картину, создается впечатление, что мастер писал ее сидя на земле. Такой ракурс выбран не случайно, создается стойкое впечатление огромного простора. Совсем маленькие фигурки людей на заднем плане еще больше увеличивают визуальное восприятие. Такими же маленькими изображены две большие плицы над полем и две почти точки в бесконечном небе.
Картина полна движения и жизни, активный труд добавляет шумного деревенского колорита персонажам и картине. Буйство сочных трав, золото колосьев, разноцветные одежды крестьян и ощущение огромного простора придают картине особую неповторимость и душевность.