Описание картины Григория Мясоедова «Сам с собой или игра в шахматы»
Григорий Мясоедов, 1907 год, картина «Сам с собой или игра в шахматы», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Сам с собой или игра в шахматы |
Страна, художник | Россия, Григорий Мясоедов |
Год | 1907 |
Жанр | Портрет |
Находится | Музей шахмат, Москва |
Материалы | холст, масло |
Григорий Мясоедов – русский художник-реалист, излюбленной темой которого было изображение жанровых сцен крестьянского быта. Но на закате жизни его привычный мир сильно изменился: в крестьянстве произошло расслоение, участились межклассовые конфликты, выделился слой деревенской буржуазии. Художник перестал понимать своих главных героев, перестал их писать. Творческая стагнация негативно сказалась на его характере: окончательно испортились отношения с сыном, а после смерти жены наступило тотальное одиночество. Именно в этот мрачный период Мясоедов пишет ключевую картину «Игра в шахматы».
На холсте представлен интеллигентный пожилой мужчина с лохматой седой бородой. Он одет в черный домашний костюм, на носу – очки в тонкой оправе. Подперев голову рукой, он рассматривает стоящую перед ним шахматную доску. Дополнен портрет несколькими деталями: бутон красной розы на первом плане, потухшая керосинка, маленькая рюмка с крепким напитком. Комната окутана полумраком, поэтому интерьер разглядеть сложно, видна только картина в позолоченной раме, висящая на стене.
Черты лица героя явно говорят о его характере: тонкие черты и изящные пальцы выдают интеллигентность и дворянское происхождение, в глубоко посаженных глазах светится ум. Судя по тому, что шахматную партию мужчина разыгрывает в одиночестве, у него не самый легкий характер: он предпочитает компанию себя самого случайному обществу.
Личность героя картины до сих пор не установлена. У искусствоведов по этому поводу существует несколько версий.
По одному из вариантов, изображенный старик – это князь Сергей Урусов – шахматист и военные. Исследователи отмечают несомненное внешнее сходство. Но рушит версию маленькая деталь – генерал-майор не носил очков и имел отличное зрение.
Согласно мнению шахматиста Линдера, полотно представляет шахматного мастера и тайного советника Александра Петрова. Наблюдается сходство портрета с несколькими гравюрами, которые были сделаны при жизни государственного деятеля (очки тоже присутствуют). Возможно, это был посмертный портрет, написанный для родственников – в пользу этого говорит изображение увядающего цветка розы.
Также, существует версия, что это автопортрет – изображение внутренней ипостаси самого художника. Сходство старика с Мясоедовым отсутствует, но оно и не нужно, ведь картина выражает одиночество и внутреннюю опустошенность.