Описание картины “Гамаюн, птица вещая” Виктора Васнецова
В.Васнецов, “Гамаюн, птица вещая”, 1897 год, Фото: img-fotki.yandex.ru
Название | Гамаюн, птица вещая |
Страна, художник | Россия, Виктор Михайлович Васнецов |
Год | 1897 |
Жанр | романтизм, символизм, мифологическая сцена |
Находится | Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, Махачкала |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Гамаюн, птица вещая” написал русский художник Виктор Васнецов в 1897 году.
Основоположник образа Гамаюн
Образы из славянской мифологии, древних былин, сказок встречаются в картинах Васнецова нередко и занимают отдельное место в творчестве мастера. И это полотно – не исключение.
Основной образ в картине – Гамаюн – сказочное создание с головой юной девушки и телом птицы; оно сидит на ветках причудливого дерева. На фоне багрово-золотистой воды, в которой отражается красный пожар вечернего заката, Гамаюн кажется опечаленной, погруженной в тревогу.
Лицо ее застыло в задумчивом виде, широко открытые темные глаза на бледном лице только усиливают страх от близкой встречи с неизбежным. Золотые волосы встали дыбом, будто увидела она страшную картину будущего и пытается об этом сообщить. Чувство тревожности добавляют крылья чудесной птицы: она будто ими укутывается, стараясь отстраниться от грядущего.
На иссиня-черных перьях Гамаюн отражается краснота заката. Но эти красные отблески усиливают беспокойство: они, словно капли крови застыли на крыльях птицы. Страх, ожидание чего-то ужасного подкрепляет и ветка, на которой сидит мифологическое создание. Черные ветки с неестественно-бледным цветком и редкими листьями, красная вода, трава – все это передает чувства и зрителю, погружая его в нелегкие мысли о предстоящем.
Между тишиной водной глади, умиротворением окружающей природы и напряженной Гамаюн создается контраст. Как будто ожидается ураган, и спокойствие вокруг – это только затишье перед бурей. Недаром в некоторых сказаниях говорится о том, что Гамаюн – предвестник бурь и ураганов.
Птица вещая, вестница богов, готова поделиться тайными знаниями с тем, кто умеет слышать ее, но вокруг ни единой живой души, – одна вода. Возможно, и от этого она тревожна.
Палитра картины подобрана удивительно: теплые тона фона нейтрализуются холодными темными оттенками самой птицы и дерева. Кое-как очерченная трава, что виднеется над водой, бледные лепестки цветов соединяют картину воедино, дополняя образ Гамаюн.
После написания картины “Гамаюн, птица вещая”, образ сказочной райской птицы начали изображать как у Васнецова многие другие, так эта картина стала вторым дыханием в использовании Гамаюн не только в живописи, но и в русской литературе.