Описание картины Фёдора Толстого «Ягоды красной и белой смородины»
Фёдор Толстой. «Ягоды красной и белой смородины», 1818 год, Фото: xn—-jtbhavgci6f.xn--p1ai
Название | Ягоды красной и белой смородины |
Страна, художник | Россия, Фёдор Толстой |
Год | 1818 |
Жанр | натюрморт |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
По сути «Ягоды красной и белой смородины» Федор Толстой изобразил, как одну из своих «ботанических» зарисовок. Сюжет предельно прост и тем притягательней и интересней. По сути – это самый банальный натюрморт.
На практически однотонной бежевой поверхности крест на крест лежат две грозди смородины. Одна гроздь красной смородины, а вторая – белой. И все бы ничего, только что-то необычное есть в этой зарисовке, вероятнее всего – это эффект объемности, то, что сейчас мы называем импортным выражением 3D.
Создается впечатление, что фон картины Толстой воспроизводил при помощи губки и от этого он кажется, что состоит из огромного множества мелких точек а не мазков. В середине композиции расположены две веточки ягод. Перекрещиваясь, веточка белой смородины лежит на веточке красной. Тщательно прорисована каждая ягодка. Благодаря грамотной манипуляции светотени создается иллюзия объема.
Техника рисования современного 3D конечно же отличается от воспроизведенной на картине. Мастера, чтобы получить объем, рисуют предметы под определенным углом. Федор Толстой свой объем смог передать тончайшими тонами и оттенками, тонко чувствуя, когда нужно остановиться, чтобы «как настоящая».
Веточки без листочков, спелые красные и белые почти прозрачные ягоды, в которых, если внимательно присмотреться, видны даже косточки.
Красная веточка гораздо крупнее белой, на ней большие ягоды и из больше, чем на веточке белой смородины. Ягоды сверкают на свету, от них падает на поверхность слегка удлиненная тень.
Кистью художника прорисована двойная рамка, как будто картина обрамлена в багет. Слева внизу стоит год тысяча восемьсот восемнадцатый, рядом подпись художника, а справа написано, что картину рисовал в ноябре граф Фёдор Толстой.
На этом участке полотна очень интересно изображены несколько прозрачных капель воды: две побольше, три чуть поменьше. Благодаря тонкому чутью граней, Мастеру удалось изобразить капли реалистичными, что даже через них просматривается надпись (кусочек автографа художника) на холсте.
Зарисовка очень реалистична, начиная цветопередачи поверхности, на которой лежат ягоды и заканчивая естественностью каждой веточки и ягодки.