Описание картины “Финиковая пальма. Египет” Мартироса Сарьяна
М.Сарьян, “Финиковая пальма. Египет”, 1911 год, Фото: artchive.ru
Название | Финиковая пальма. Египет |
Страна, художник | Россия, Мартирос Сергеевич Сарьян |
Год | 1911 |
Жанр | пейзаж, пастораль, фовизм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | картон, темпера |
Картину “Финиковая пальма. Египет” написал советский художник армянского происхождения Мартирос Сарьян в 1911 году.
Ослепленный горячим египетским солнцем
Сарьян – талантливый живописец, работы которого вряд ли оставят равнодушным даже далекого от искусства человека. Он создавал и театральные декорации, и монументальные композиции. Но особого внимания заслуживают его картины.
“Пальма” – одна из самых известных ранних его работ; сюжет родился на основе впечатлений от поездки в экзотический Египет.
Художник мастерски объединил приемы авангардной живописи ХХ века и элементы традиционной художественной культуры Египта. Это одновременно декоративное и очень реалистичное полотно, ярко передающее колорит африканской страны.
Композиционный центр картины – большая пальма – немного смещен от середины полотна влево. Планы обозначены крупными пятнами: на переднем плане справа – голова верблюда, на среднем – пальма и отдыхающие в ее тени люди, задний план – едва очерченные силуэты скромных домов.
Художник смело играет на контрастах цветов, форм и фактур, изображая детали композиции крупными цветовыми пятнами. Изображение очень лаконично, все объекты написаны с большой долей условности. Благодаря этому возникает ощущение, что палящее африканское солнце на миг ослепило зрителя, и он может разглядеть только буйство красок и неясные яркие пятна.
Сарьян буквально заливает полотно сияющими чистыми цветами: желтым, синим, зеленым, белым. Яркие, свежие, слепящие краски характерны для традиционных египетских фресок. Художник явно ориентировался на национальные традиции, продумывая колористическое решение своей работы.
Объединяющим композицию элементом являются раскидистые листья пальмы, которые образуют эффектную арку, как бы накрывающую все пространство.
Картина казалась бы статичной, размеренной, сонной, если бы не динамичный элемент – голова верблюда в нижнем правом углу. Возникает ощущение, что он входит в картину, и через несколько минут в раме появится не только его шея, но и горбатая спина, хвост, а потом он уйдет дальше, за левый край рамы.
Сарьян тонко объединил современные и древние традиции, свой опыт художника и путешественника, благодаря чему передал зрителю неподражаемый колорит жаркой страны в далекой Африке.