Описание картины Филиппа Малявина «Вихрь»
Вихрь, Филипп Малявин, 1905 год, Третьяковка, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Вихрь |
Страна, художник | Россия,Филипп Малявин |
Год | 1905 |
Жанр | экспрессионизм |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
В очень необычном стиле пишет картину «Вихрь» Филипп Андреевич Малявин. Это одна из самых известных и впечатляющих работ мастера. Огромное красочное полотно обрушивается на зрителя своей мощью и экспрессией.
Из размашистых мазков художника рождается невероятно сильный и динамичный сюжет. Пять баб, кружащиеся в залихватском танце, яркие, красные синие зеленые цвета пестрят перед глазами зрителя, закручивая его внимание в вихрь событий. Некоторые критики говорили, что на картину и долго смотреть тяжело и оторваться невозможно.
Лишь только лица баб проглядываются на картине более менее четко, все остальное: платки, юбки, подьюбники – все кружится, движется и хороводит. Одежды все шире и шире развеваются в танце. Кажется, что состоят они из языков красного пламени и синевы водного потока. Чувствуется ветер от мощного движения и динамики, жар от разгоряченных бабьих тел.
Мозаичное чередование цветов придает картине еще больше объема и живости. Краски смазывают одна другую, как будто героини пролетают перед глазами в невероятном темпе. Картина одновременно получилась в стиле экспрессионизма с отчетливым выражением модерна.
Написание «Вихря» совпало с началом так называемой Первой Русской революцией. В своем произведении Малявин показал движение, как возрождение духовности, независимо от политических течений. Он изобразил исполинскую силу и мощную энергетику русского простого народа, его огромную раскрытую душу и необузданный дикий нрав.
Хотя автор никак не хотел связывать свою картину с политическими событиями в стране в этот период, однако критики все-таки узрели некий бунт и жажду самовыражения народа.
Филипп Андреевич впервые в «Вихре» использует рецепт красок от Игоря Грабаря, художника и хорошего друга живописца. Состав красок был достаточно сложен, краски почти не сохли. Однако они во много раз повышали интенсивность цветопередачи в столь экспрессивной работе. Для высыхания приходилось регулировать краски специальной смолой, расплавленной с маслом льна.
Результат очень порадовал художника, и с тех пор Малявин в своих полотнах использовал только этот состав красок.
Огромные раскрученные юбки занимают почти все пространство картины, совсем немного места остается для пейзажа на заднем плане. Залихватское, вихрастое, красочное, слегка бунтарское настроение веселого кружащего танца захватывают зрителя, передавая целую бурю эмоций, начиная тревогой и заканчивая радостным счастьем движения.