Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет П.А. Демидова»
Дмитрий Левицкий, 1773 год, картина «Портрет П.А. Демидова», Фото: muzei-mira.com
Название | Портрет П.А. Демидова |
Страна, художник | Россия, Дмитрий Левицкий |
Год | 1773 |
Жанр | Портрет |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Прокофий Акинфиевич Демидов был очень богатым человеком, известным меценатом, но в то же время считался эксцентричным чудаком. О его странностях ходили легенды, сейчас уже невозможно понять, какие из историй были правдивыми, а какие – нет. При всем этом, Демидов был умным человеком с добрым сердцем, он ратовал за всеобщее бессословное образование, нередко жертвовал большие суммы денег на благотворительность.
В своем произведении Кипренскому удалось соединить черты камерного и парадного портрета, передать всю глубину характера своего героя.
В качестве фона живописец выбрал мраморные колонны, задрапированные портьерной тканью – такое художественное решение подчеркивает высокое положение промышленника. А Воспитательный дом на заднем плане изображен не случайно – именно это заведение богач Демидов построил и спонсировал многие годы.
Заданное пафосно-восторженное настроение нарушают кадки с цветами на среднем плане. А на столе, рядом с которым стоит Прокофий Акинфиевич, лежат выкопанные цветочные луковицы и книга с гербарием. Разведение растений и коллекционирование засушенных цветов было любимым хобби богача, именно этому занятию он посвятил душу.
В картине используется еще один намеренный контраст: подчеркнуто-торжественная поза героя, характерная для парадного портрета, сочетается с нелепым домашним костюмом. Вместо мундира с регалиями он одет в атласный домашний жилет и панталоны, на ногах у него чулки и мягкие тапочки. Сверху на плечи небрежно наброшен розовый халат, сложным узлом повязан шарф, а голову венчает ночной колпак изумрудно-зеленого цвета. Одной рукой мужчина опирается на садовую лейку, другой указывает на свои садовые достижения.
Подобная гротескная пародия традиционного портрета была абсолютно в духе мецената. Даже собственное изображение он сумел сделать необычным и эпатирующим.
На лице у Демидова читается недюжинный ум и самоирония. Глаза глядят на зрителей с теплой печалью, словно герой давно познал истинную суть вещей и теперь ко всему на свете относится с глубоким пониманием, без излишней серьезности.