Описание картины «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины “Царевна-Лебедь” Михаила Врубеля

 

Описание картины "Царевна-Лебедь" Михаила Врубеля: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
М.Врубель, “Царевна-лебедь”, 1900 год, Фото: muzei-mira.com

Название Царевна-Лебедь
Страна, художник Россия, Михаил Александрович Врубель
Год 1900
Жанр символизм, мифологическая картина
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

Картину “Царевна-Лебедь” написал русский художник Михаил Врубель в 1900 году.

Девушка-птица – существо на грани Ада и Рая

Полотно посвящено героине оперы Римского-Корсакова по одноименному произведению Пушкина “Сказка о царе Салтане”. 

Вдохновившая живописца опера прошла в том же, 1900 году. Врубель сделал для нее наброски декораций, а с партией самой Царевны выступала его жена.

Однако, как видно по фото Надежды Забелы-Врубель в сценическом образе, ее муж изобразил Царевну-Лебедь заметно далекой от предполагаемой натурщицы.

Близкое окружение художника полагает, что в героине картины сошлись черты Надежды, дочери Эмилии Праховой – женщины, которую он любил когда-то и, возможно, еще кого-то.

Полотно Врубель написал на Ивановском хуторе, в гостях у семьи Николая Ге.

Врубелевская Царевна-Лебедь загадочна и печальна одновременно. Позади нее – фон из узкого луча заката, моря, сумерек и городка где-то вдалеке.

То ли наблюдательным взглядом, то ли шестым чувством можно понять, что его “Царевна” – далеко не костюмированный портрет жены. Этот сюжет – миф о первозданной красоте, о таинстве ее прикосновения к нашему миру. 

В символизме образ лебедя – олицетворение музы, которая может и превознести душу, и направить ее на изучение темных, мистических тайн жизни.

Царевна Врубеля – создание двойственное, олицетворяющее черное и белое, ледяную чернь воды и воздушный свет небес. Живописец пытается передать то короткое мгновение преображения девушки в птицу, молниеносную и короткую ее динамику. Царевна кажется призраком в этих полупрозрачных крыльях.

Один из искусствоведов выдвинул предположение, что этот женский образ – Дева-Обида с крыльями лебедя, – существо из старинной поэмы – предвещающая страшные беды.

А.Блок обожал эту картину и имел в своем кабинете ее репродукцию. Она же вдохновила его на стихотворение “Врубелю”.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Оцените статью
Добавить комментарий