Описание картины Бориса Кустодиева “Матрос и милая”
Б.Кустодиев, “Матрос и милая”, 1920 год, Фото: artchive.ru
Название | Матрос и милая |
Страна, художник | Россия, Борис Михайлович Кустодиев |
Год | 1920 |
Жанр | портрет, модерн |
Где хранится | Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург |
Материалы | бумага, акварель, графит |
Картину “Матрос и милая” написал русский художник Борис Кустодиев в 1920 году.
“Другие” люди Кустодиева
В серии картин “Русские типы” Бориса Кустодиева это – акварельная работа, изображающая “новых людей” – представителей эпохи НЭПа.
Молодые люди – матрос в форме и девушка – прогуливаются по набережной. Высокий, плечистый мужчина с легким превосходством смотрит на зрителя. В зубах он держит сигару, а бескозырка залихватски сдвинута на затылок. Весь его образ демонстрирует бесстрашие и насмешку над любыми трудностями.
Девушка нарядилась на свидание в лучшее, что есть в ее гардеробе. Короткое платьице с кружевным подъюбником, который кокетливо выглядывает из-под верхнего слоя ткани, отделано атласными лентами. Обута героиня картины в модные высокие сапожки на шнуровке. Из-под маленькой шляпки выбиваются коротко остриженные золотистые волосы. Девушка словно не замечает, что на них кто-то смотрит. Ее мечтательный взгляд слегка затуманен. Роза – видимо, подарок поклонника – завершает ее образ.
“Матрос и милая” представлена двумя рисунками, на которых изображены одни и те же персонажи. Но полотно 1920 года отличается по композиции и нескольким деталям от повторения того же сюжета годом позже. Сравнивая эти два варианта можно увидеть, как менялось отношение художника к своим моделям.
На более раннем варианте картины пара изображена в фас. Матрос держит свою спутницу под руку могучей рукой. Толстые пальцы на крупной кисти расположены точно в центре композиции. Он смотрит искоса на девушку, что в сочетании с почти хозяйским жестом руки говорит о том, что у него серьезные намерения. Удалой характер подчеркивается грудью нараспашку, на которой красуется татуировка в виде якоря.
Девушка одета со вкусом и по моде тех лет. Шляпка и платье розового составляют ансамбль. Образ дополнен меховой горжеткой с мордочкой куницы. Смелое декольте украшено золотой цепочкой с кулоном. Девушка держит в зубах розу на манер сигареты и смотрит прямо на зрителя, но словно не видит его.
В таком варианте автор явно иронизирует над представителями “нового времени”, новых хозяев жизни. Их образы напоминают карикатуру.
В более поздней версии девушка и матрос изображены сбоку. Они прогуливаются по набережной и будто на мгновение оглянулись на зрителя. Голубая шляпка девушки больше похожа на старый чепец и не гармонирует с желтым платьем, отделанным коричневыми лентами. Образ девушки уже романтический, а не кричащий. Да и матрос выглядит куда скромнее. Видимо, в этом варианте художник уже менее критично относится к современной ему молодежи и изображает их молодыми романтиками, а не новыми хозяевами.