Описание картины Бориса Кустодиева “Купчиха за чаем”
Борис Кустодиев, 1918 год, картина «Купчиха за чаем», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Купчиха за чаем |
Страна, художник | Россия, Борис Кустодиев |
Год | 1918 |
Жанр | Натюрморт, пейзаж |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
«Купчиху за чаем» Кустодиева можно назвать визитной карточкой художника и его самым известным произведением. В этом жизнерадостном полотне столько света и жизнелюбия, что сложно даже представить, что написано оно было человеком, находящимся в инвалидном кресле. Автор воплощает свою давнюю затею: изобразить купеческое чаепитие, посередине которого восседает русская пышнотелая красавица. Купеческие дамы – это олицетворение мечтания русского человека о радостных моментах, жизни без голода и безбедном существовании.
Ранешние критики относились к картине как к карикатуре на купечество. Только спустя несколько лет все поняли, что данное полотно – личная история художника. Любимый женский образ автора – это женщина в самом расцвете сил, красивая, со складочками на дородном теле, в которой сосредоточено крепкое здоровье и любовь к жизни. Именно такие образы мы будем наблюдать и на других картинах автора.
Галина Адеркас – баронесса, жившая в одном городе с Кустодиевым и согласившаяся стать героиней его полотна. Женщина обладала пышными формами, и это как раз было то, что нужно художнику. Нельзя с точностью называть произведение портретом, так как формы тела женщины в несколько раз были увеличены, а она сама стала взрослее. Цветущая женщина является как бы воображаемым другом автора, представляя собой родину, которой он был полностью лишен, но с трепетом и грустью вспоминал.
В зеркале горячего самовара мы не находим революционные пожарища, громкий залп известного крейсера «Авроры» не омрачает этого чудесного дня, можно лишь услышать, как кто-то помешивает кружку чая. Эту картину отличает впечатляющая сила и гармоническая цельность. Особа, сидящая за ломящимся от различных кушаний столом, смотрит куда-то в сторону небесно-голубыми очами, в которых нет даже намека на печаль.
Большая смысловая нагрузка достигается за счет трущегося ленивого кота о плечо хозяйки, купеческой четы, попивающей чай на соседском балкончике, изображенного позади города, с поднимавшимися к небу церквушками, и, естественно, гастрономического натюрморта, выписанного Кустодиевым очень подробно и реалистично. Чувствуешь аромат сочного, разрезанного на части арбуза с твердыми косточками внутри, свежеиспеченного кекса, булочек, спелых фруктов, вкусом которых еще предстоит насладиться героине полотна.
Картина вызвала одобрения критиков, а сам образ получился монументальным и запоминающимся, и снова автор воплощает идею о быстротечности и мимолетности. Тогдашняя Россия должна была стать в представлении живописца именно такой: богатой и здоровой.