Описание картины Бориса Кустодиева «Большевик»
Борис Кустодиев, 1920 год, картина «Большевик», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Большевик |
Страна, художник | Россия, Борис Кустодиев |
Год | 1920 |
Жанр | Аллегория |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Революцию 1917 года Кустодиев, как многие художники его времени, встретил с надеждой. Радовался силе русского народа, ждал перемен к лучшему и свободы. Но прошло три года, террор и убийства не заканчивались, а вместо желанной свободы наступила тотальная диктатура. Художник переосмыслил свои взгляды на революцию, после чего написал произведение, которое отражало события 1917 года во всей их бессмысленности и беспощадности. Он опасался, что картину сочтут высмеиванием советской власти и воспримут негативно. Но неожиданно критики увидели в работе совершенно другие смыслы и посчитали ее манифестом Революции. Так «Большевик» вошел в историю живописи как классика соцреализма.
Главной фигурой на холсте является огромный исполин-большевик. Он олицетворяет собирательный образ пролетариата: простая рабочая одежда, черные заскорузлые руки, густая борода. Великан вырастает из единой народной массы, заполонившей улицы города. В руках он несет древко с длинным развевающимся алым стягом. Полотно реет над домами, укрытыми слоем снега, утверждая новые порядки. Оно похоже на бесконечную кровавую реку – это кровь простых людей, пострадавших от гражданской войны и террора.
На лице Большевика нет мыслей, только тупая целеустремленность. Глаза его настолько пусты, что напоминают стекляшки. На пути к своей цели, к мнимому «светлому будущему» он готов растоптать всех и вся. Его не остановит даже церковь, стоящая перед ним – революционеры разрушат храм и пройдут кирзовыми сапогами по его останкам.
Там, где советские люди разглядели великую мощь нового социалистического строя, Кустодиев видел лишь безумного безжалостного великана. Революция стала для него чудовищем, разрушающим то, что свято и оставляющим за собой кровавый шлейф.