Описание картины “Белая ночь. Молчание” Михаила Нестерова
М.Нестеров, “Белая ночь. Молчание”, 1903 год, Фото: arthive.com
Название | Белая ночь. Молчание |
Страна, художник | Россия, Михаил Васильевич Нестеров |
Год | 1903 |
Жанр | пейзаж, символизм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картину “Белая ночь. Молчание” написал русский художник Михаил Нестеров в 1903 году.
Слияние душ человека и природы
В том году он побывал в Соловецком монастыре, расположенном на севере России возле Белого моря.
Его поистине поразил характер местных жителей: они были сдержанны, сильны и умны, а также бережно относились к местной природе. Впечатлившись увиденным, он написал “Молчание” – одно из лучших своих творений в стиле символизм. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.
На картине зритель видит реку, находящуюся у основания Рапирной горы. В двух замерших лодках, расположенных друг за другом, сидят занятые рыбалкой монахи: один из них – молодой юноша, а другой – седобородый старец. Они будто погружены в молитву и подобно музыкальному ритму или эху копируют друг друга. Их согнутые в тишине фигуры словно являются вопросительными знаками перед лицом вечности.
Гора заросла лесом и отражается в светлой, неподвижной и холодной глади воды, где виднеются розоватые полосы заходящего солнца. На берегу стоит небольшая часовня, а за горой заметен купол монастыря. Небо имеет бледно-желтый оттенок и на нем мало облаков.
Вдалеке виднеются бескрайние просторы тайги. В этот вечерний час вся природа погружена в сосредоточенную тишину, она словно застыла в последние минуты уходящего дня. На картине отсутствует какое-либо действие или характеристика персонажей; соотношение силуэтов и пейзажа, гармоничное использование синего и зеленого цветов, горизонтальность изображения подчеркивают неизменность происходящего.
Нестеров с детства любил природу и был к ней особенно чуток. Эта работа – очередное тому доказательство. Он понимает природу, но не старается передать ее с фотографической точностью. Его мастерство проявляется здесь в простоте изображения, крупным планам и минимальном количестве четких линий.
Картина вызывает у зрителя покой и умиротворение, передает ощущение безмолвного одиночества. Она отражает пропитанный религиозным воззрением образ русской земли, в котором каждый элемент родной природы имеет символическое значение. Пейзаж наполнен чувством абсолютной гармонии, при которой души человека и природы соединились воедино.