Описание картины Аполлинария Васнецова “Московский кремль при Иване Калите”
Картина Аполлинария Васнецова “Московский Кремль при Иване Калите”, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Московский Кремль при Иване Калите |
Страна, художник | Россия, Аполлинарий Васнецов |
Год | 1921 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Музей Москвы |
Материалы | бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш |
Как выдающийся знаток исторических мест Москвы, Васнецов часто писал картины, изображавшие Москву и ее окрестности. Картина «Московский Кремль при Иване Калите» была закончена в 1921 году. В это время художник уже имел признание не только среди живописцев, но и в научных кругах.
В те времена выпускались брошюры — краткие пособия, посвященные историческим местам России.В том числе пособия включали серию брошюр об истории Москвы. Брошюры были исполнены в формате пособий для учеников с картинками. Лучшие российские ученые участвовали в написании картин для пособий, включая и Васнецова.
Естественно невозможно было воссоздать со стопроцентной точностью здание Московского Кремля. Но такая задача и не стояла. Главное нужно было показать характер и тип построек того времени. Васнецов блестяще сумел точно описать не только места нахождения построек, но и изобразить материал, из которого были изготовлены здания.
На картине мы видим Москву поздней осенью — река еще не замерзла, но крыши домов и земля уже покрыты снегом. Мы видим Боровицкий холм и Кремль с того места, где Неглинка впадает в Москву-реку.
Впереди мы видим лодки-паузки у причала, торговые суда.
Причал заполнен предметами и инструменты, которые, вероятно предназначались для разгрузки грузов с лодок и кораблей. Вдали виднеются домишки из которых валит дым. Вероятно это бани или отапливаемые помещения, для хранения товаров.
Так же повсюду мы видим бревна – в реке, на берегу, сваленные в кучу и аккуратно уложенные. Так художник показал сплав, осуществлявшийся в те времена по Москве реке. Мужики на берегу вылавливали подплывающие бревна и складывали его на берегу, далее его грузили на обозы и везли ближе к городу. Один из таких обозов так же изображен на картине возле ворот Кремля.
Художник верно изобразил мощные стены Кремля, сделанные из острых и мощных бревен. Так в то время дополнительно защищали город, оставляя между ним и частоколом свободный участок. С этого участка удобно было обстреливать врага.
В середине на полотне можно увидеть часть стены и башню с входными воротами. На воротах висит икона. За воротами мы видим жилые терема, хоромы князя, другие жилые и хозяйственные постройки. Наверху в правой части картины изображена часть собора Успения Пресвятой Богородицы, а еще правее — Собор святого Архистратига Михаила, где после смерти был похоронен и сам Иван Калита.