Описание картины Андрея Матвеева «Автопортрет с женой»
Андрей Матвеев, 1729 год, картина «Автопортрет с женой», Фото: artchive.ru
Название | Автопортрет с женой Ириной Степановной |
Страна, художник | Россия, Андрей Матвеев |
Год | 1729 |
Жанр | Автопортрет |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Андрей Матвеев был знаменитым живописцем восемнадцатого века. Обучался живописи в Голландии по указу самого Петра I, который приметил талантливого мальчишку. После возвращения занимался монументальной росписью дворцов и храмов: Петропавловского собора, храма Симеона и Анны, императорских резиденций в окрестностях Петербурга. Помимо этого, Матвеев сыграл ключевое значение в развитии отечественного искусства: стал автором первого в русской живописи автопортрета.
Его супругой была Ирина Антропова, дочь кузнеца. Именно она изображена с художником на автопортрете. Автопортрет как способ рефлексии распространился в России лишь с середины девятнадцатого столетия. Поэтому Матвеев был истинным новатором, при этом, он не старался написать психологический портрет, скорее им руководило желание обозначить свое место в непростом, постоянно меняющемся мире, а также запечатлеть идиллию своего брака.
На темном размытом фоне, отдаленно напоминающем вечерний сельский пейзаж, изображены двое влюбленных. Видно, что это молодожены, которые обручены совсем недавно, поскольку взаимная страсть еще жива в их глазах. Художник одной рукой приобнимает жену за плечи, а другой нежно поддерживает ее ладонь, словно представляя супругу зрителям. Сама Ирина прижимает к груди нежный розовый цветок. Наряды героев размыты и отступают на второй план вместе с фоном. Художник сосредотачивает взгляды зрителей на главном объекте – лицах героев. В них нет ни капли напыщенности, неестественности или жеманства. Они ничего не изображают для портрета, не пытаются казаться лучше, чем есть. Напротив, муж и жена полны естественности и спокойного достоинства.
С огромной любовью мастер пишет Ирину Антропову. Он изображает свою спутницу как нежную жену, чуткого близкого друга и равного партнера в семье. С трепетом передает белизну ее кожи, блеск глубоких глаз, тонкие изящные черты лица. Живописец пытался передать на холсте общую гармонию молодых супругов, ощущение их нерушимого многолетнего счастья – и ему это с успехом удалось.