Описание картины Александра Иванова «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»
Александр Иванов, 1824 год, картина «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», Фото: www.tretyakovgallery.ru
Название | Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора |
Страна, художник | Россия, Александр Иванов |
Год | 1824 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Александр Иванов был невероятно талантливым студентом Императорской академии художеств. Уже в 18 лет он обнаружил редкое мастерство и дарование, когда написал картину на классический античный сюжет из «Илиады». Произведение было награждено золотой медалью – для студента это являлось высочайшей оценкой.
Иванов был последователем академического стиля, который требовал от художника виртуозного мастерства и владения техникой. На холсте он изобразил тяжелый нравственный выбор героев и их моральные страдания, поразив преподавателей и зрителей глубиной психологической трактовки сюжета.
Для картины мастер выбрал миф о старике Приаме, который посмел тайно пробраться в шатер к Ахиллесу и попросить его отдать тело своего убитого сына Гектора. Убитый горем отец хотел похоронить своего сына, но его лишили даже этого утешения.
История началась с того, что Гектор сошелся в поединке с Патроклом – лучшим другом Аполлона – и убил его. Полубог разгневался, когда узнал это, поэтому решил отомстить за друга и убил Гектора, а тело привязал к колеснице и несколько дней возил возле городской стены. Боги рассердились на Ахиллеса и привели к нему Приама, повелев герою отдать растерзанное тело.
На холсте изображен драматичный момент: безутешный отец пробрался в шатер полубога, упал перед убийцей на колени и стал умолять вернуть ему то, что осталось от сына. Он – воплощение отчаяния и скорби. Ахиллес, погруженный в свои печальные думы об умершем друге, смотрит на незваного гостя с жалостью. Но его сердце полно скорби по ушедшему другу, а прах Патрокла в урне, стоящей рядом, еще не остыл. Ахиллес должен выбрать между жаждой мщения и состраданием – эта нелегкая нравственная борьба отражается на его лице. В итоге сочувствие побеждает злобу и воин отдает тело своего врага отцу.
На заднем плане изображены товарищи полубога Алким и Автомедонт, а в дверном проеме видна нагруженная колесница – это дары, которые Приам привез в обмен на останки своего отпрыска.
За встречей двух врагов наблюдают боги, но их присутствие незримо: Гермес изображен в виде жезла кадуцея, а позади урны с прахом возвышается мраморный бюст Зевса с его символом – орлом.