Описание картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Описание картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Утро стрелецкой казни, Василий Суриков, 1881 год, Третьяковка. Фото: https://ru.wikipedia.org

Название Утро стрелецкой казни
Страна, художник Россия, Василий Суриков
Год 1881
Жанр историческая живопись
Где хранится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

Одно из сильнейших исторических произведений Василия Сурикова повествует о страшном периоде в русской истории. Софья Алексеевна, родная сестра царя Петра I удумала совершить государственный переворот. Подняла она против царя стрелецкое войско, решив всю власть в стране взять в свои руки.

Мятеж был подавлен гвардией Петра, после чего последовало справедливое наказание бунтарей и заговорщиков. Казнь.

Самой казни, однако на картине нет, зато во всей красе показаны и душевное состояние и переживание родных и близких, зрителей и зевак стрелецкой казни.

На переднем плане картины изображены сами стрельцы, ведомые к месту казни у кремлевской стены. Их родные, поникшие, плачущие и молящие Господа и царя-батюшку о пощаде. Все персонажи на картине в движении, в их жестах и лицах отчаяние.

Мальчик лет пяти-шести прижался к богато одетой женщине в середине картины. Похоже, что это жена и сын одного из стрельцов. Женщина прижала к себе руки в молящем жесте, лицо ее красно от слез, она еле стоит на ногах.

Другие женщины уже не держаться на ногах в бессильных мольбах о спасении сидят прямо на сырой земле. Плачет, ничего не понимая, маленькая перепуганная девочка в красном платке.

Стрельцы с покоренными лицами, прощаются с близкими навсегда. Глаза их опущены, обнимают они своих жен, сестер и матерей в последний раз. В руках у них зажженные свечи, как символ божественного провидения. Рыжебородый стрелец  в темно-красной шапке и белой косоворотке смотрит недобро в сторону царя, нет раскаяния на его лице, только гнев и ненависть.

Раннее утро, серое в облаках, низкое осеннее небо над Красной площадью.

Справа в обществе знати и вельмож изображен сам Петр Алексеевич. У кремлевской стены стоит карета, гвардеец на лошади, чуть дальше пеший караул. Между собором Василия Блаженного и кремлевской стеной на лобном месте виднеются перекладины виселиц. Стрельцы будут повешены. На переднем плане чьи то верхние одежды сброшены прямо в дорожную грязь.

На картине изображены порядка пятидесяти человек, картина сложная, очень объемная. Множество переживаний слились в одном полотне. Ненависть и искреннее раскаяние, мужественность и истеричное бессилие. Волевое лицо царя и сочувственные лица гвардейцев.

Картина тревожна, очень мощна, рождает целую гамму эмоций при детальном рассмотрении. В ней даже осенняя пасмурность приготовилась к покаранию заговорщиков.

Оцените статью
Добавить комментарий