Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Муртазы-Кули-хана»
Владимир Боровиковский, 1796 год, картина «Портрет Муртазы-Кули-хана», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Портрет Муртазы-Кули-хана |
Страна, художник | Россия, Владимир Боровиковский |
Год | 1796 |
Жанр | Портрет |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Владимир Боровиковский – известный портретист, использовавший левую руку для создания своих полотен и передававший все тонкости внутреннего мира своих героев. Он умело соединял на картинах как классицистические, так и сентименталистские черты. Камерные и парадные портреты, на которых красовались военные и государственные деятели, императоры и императрицы составляли все творчество живописца и были настолько популярными, что даже Екатерина 2 обратилась к художнику с просьбой написать «Портрет Муртазы-Кули-хана».
Муртаз был иранским принцем, и приняв восстание против своего брата-соперника Аги Мохаммеда, скрывался в России вплоть до самой своей кончины, так как был с ней в дружеских отношениях. Изображение иранского принца целиком соответствует традиционной схеме парадных портретов. Если обратить внимание на позу принца, мы найдем ее величавой и торжественной. Наличие четок на правой руке говорит о принадлежности к мусульманству, а левой рукой он дотрагивается до сабли. Достоинство изображенной фигуры подчеркивается не только позой, но и шикарной одеждой.
Богатое одеяние полностью соответствует титулу изображенного. Платье блестит, словно глубокий сапфир, золотистые блики отражают материал головного убора, а клинок холодного оружия выглядывает с благородным блеском. Здесь и на других работах правдивые наблюдения совмещаются с репрезентативностью. Камерный сентиментальный портрет имеет определенное ограничение эмоциональных выражений, в котором живописец мастерски передает материальную красоту мира и различные сокровенные чувства.
Общая палитра цветов благородна и приятна для глаз. Фон горного пейзажа с переходящей зеленой растительностью лишь добавляет изысканности. Стоит сказать, что новизна изображенного персонажа на портрете выталкивает его за пределы обычной для живописи 18 века рисовки личности, имеющей высокопоставленный чин. Мы четко видим не просто силуэт человека, а именно индивидуальность. Восточные и загадочные глаза с оттенком грусти и загадочности смотрят спокойно, а черная борода и белизна лица гармонирует со взглядом. Такой богатой гаммой эмоций могли располагать только сентименталисты, стремящиеся к полноте чувств на своих картинах. Художник ставит самоценность и нравственную чистоту личности на первый план.