Описание картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Василия Сурикова “Взятие снежного городка”

 

Описание картины Василия Сурикова "Взятие снежного городка": фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Василий Суриков, 1891 год, картина «Взятие снежного городка», Фото: upload.wikimedia.org

 

Название Взятие снежного городка
Страна, художник Россия, Василий Суриков
Год 1891
Жанр Жанровая сцена
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Судьба подарила Василию Сурикову непревзойденный талант живописца, но и она же подвергла его тяжелейшему удару, который почти перечеркнул его творческую деятельность: по возвращению в Красноярск тяжело заболевает и потом умирает супруга Елизавета Августовна. Художник не только бросает писать картины, но и чуть не сходит с ума от горя. Но поддержка брата, знакомые с детских лет виды и пейзажи Красноярска снова возвращают художника к жизни, и он вновь берется за живопись.

Тогда-то и возникает идея Сурикова создать картину, сюжетом которой будет старинная народная игра, которая называется «взятие снежного городка» и не раз увиденная художником еще в детстве. Построение снежного городка и его «взятие» было устроено по желанию Сурикова ладейской молодежью. Есть версия, что инсценировка сего представления осуществлялась в усадьбе самого художника. Родственники и просто желающие были натурщиками.

На полотне изображена кульминация игры – как раз тот момент, когда нападающий на лошади прорывается через ряд тех, кто стоит на страже, и добирается до намеченной цели, которой является снежная крепость. Центральное место занято «городком» и его защитниками с хворостинами и трещотками, которыми нужно отпугивать лошадей соперников. С боков полотна мы видим улыбающихся и оживленных зрителей, которые наблюдают за столь увлекательным действом. Герои участвуют в создании цельного, единого впечатления радостной массы, принимающей участие в веселой забаве и радующейся победе своих товарищей.

Чуть слева от центра скачущий всадник, разрушающий крепость и завершающий триумф прямым попаданием кулака, изображен в лихом взлете. Он является самой крупной фигурой, а также главным нервом полотна, олицетворяющим всю напряженность схватки. Изображение движения коня было очень трудным процессом, поэтому городок заново воссоздавался несколько раз. Конь всадника коренастый, большеголовый, низкорослый, принадлежит к «сибирской породе». Глаза еще хранят крайнюю степень возбуждения от крика людей и выпадов «стражников» городка, но и в них появилось уже веселое озорство, выраженное в раздутых ноздрях и слегка приоткрытом рте, все вместе напоминающим улыбку.

Лицо защитника, одетого в белую шубу, озаряется счастьем и радостью. Поднятая рука с хворостиной приготовлена не для удара, а для приветствия сокрушителя. Еще один стражник, на котором мы видим рыжий тулуп, так размахнулся, что потерял шапку.

Описание картины Василия Сурикова "Взятие снежного городка": фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Мастерская живописца в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске, Фото: upload.wikimedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрители вызывают еще больший интерес. Мужчина справа в кошеве, на голове которого красуется меховая шапка, является братом Александром. Девушка, которая отвернулась от наблюдателя и сидит рядом с братом, двоюродная племянница Татьяна Доможилова. Женщина в темной одежде, которая сидит с опущенной рукой, является Екатериной Рачковской, супругой врача Петра Рачковского. Девушку в левой части, наряженную в синюю шубку, сравнивают со Снегурочкой, которая являет собой нечто сказочное и волшебное.

Роль сибирского пейзажа в картине не менее значительна. Справа показываются крыши сибирской деревни. В центре и слева мы видим уход горных цепей, которые лишаются своих очертаний и четкости. Художник изобразил обычный день без солнца, без искрящегося снега. Цветовая гамма задана яркими красками ковра с правой стороны. Ковер настолько разноцветный, что он идет в противовес всей динамике, которую мы наблюдаем в центре. Разнообразие цветов на ковре использовано для того, чтобы усилить общую атмосферу радости.

Начатое в Красноярске и законченное в Москве полотно было представлено на выставке в Петербурге. Картина вызвала различные эмоции: кто-то критиковал ее за выбор композиции, кто-то был в полном изумлении от того, что многие картины Сурикова полны драматичности и трагизма, а эта изображает радость и задор.

Оцените статью
Добавить комментарий