Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Михаила Авилова: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле” Михаила Авилова

 

Описание картины "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" Михаила Авилова: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
М.Авилов, “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, 1943 год, фото: rusmuseumvrm.ru

Название Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Страна, художник Россия, Михаил Авилов
Год 1943
Жанр сюжетное историческое искусство
Находится Государственный Русский музей
Материалы холст, масло

Картину “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, ставшую самой известной его работой, советский художник Михаил Иванович Авилов написал в 1943 году. Может также называться “Поединок Пересвета с Челубеем” или “Поединок на Куликовом поле”.

По легенде, именно это сражение предшествовало Куликовскому побоищу.

Битва русского богатыря и татарского воина

В центре сюжета – яростно схлестнувшиеся Пересвет (слева) и Челубей (справа), восседающие на верных лошадях. Оба они тогда погибли, победу одержал богатырь Пересвет: конь довез его на спине до стана “своих”. Воин Челубей же был выбит из седла.

Центральную же роль достаточно простой композиции занимают, несомненно, кони. Гиганты, стоящие на дыбах, кажется, поглощают остальные элементы картины. Взволнованные их гривы, оскалы на рассвирепевших мордах делают пугающими. Кажется, скорее они здесь – насмерть сцепившиеся воины.

Очень выделяется щит Челубея, встретивший богатырское копье и бьющаяся, яркая попона его коня. Солнечный свет отражается в шлеме и кольчуге его соперника.

Щиты и доспехи их проигрывают острым копьям друг друга: и оружия вонзаются в тела воинов. Татарский молодец вылетает из седла от мощного удара, с него слетает алый малахай. Отпрянул и русский богатырь. Он сильно напряжен, его глаза гневно буравят сломленного врага.

С обеих сторон полотно обрамляют растворяющиеся за горизонтом войска. Палитра слева передает их боевой настрой: сдержанно-серые, строгие оттенки – как символ уверенной силы и спокойствия перед несомненной победой.

Слева, восседая на белой лошади, строй возглавляет великий князь Дмитрий Донской. В сражении он получит контузию, но выживет.

Разноцветное, беспокойное татаро-монгольское войско выражает неуверенность в лучшем для них исходе битвы.

Главными героями картины Авилова выступают: русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры, Александр Пересвет и татарин Челубей (в разных транскрипциях и материалах – Челибей, Телебей или Темир-мурза).

Мысль об этой картине родилась у художника за четверть века до ее сотворения.

Оцените статью
Добавить комментарий