Описание картины Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»

 

Описание картины Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Ян Вермеер, около 1665 года, картина «Девушка с жемчужной сережкой», Фото: upload.wikimedia.org

Название Девушка с жемчужной сережкой
Страна, художник Нидерланды, Ян Вермеер
Год 1665 (предположительно)
Жанр Портрет
Находится Музей Маурицхёйс, Гаага
Материалы холст, масло

Ян Вермеер – нидерландский художник XVII в. Его работы ценились как вершина творчества голландских живописцев Золотого века.

Одним из наиболее узнаваемых шедевров является «Девушка с жемчужной серёжкой». Хотя эта картина рождает множество вопросов и не даёт ответов.

Прежде всего, искусствоведы не знают, кто изображён на портрете. Некоторые специалисты утверждают, что это жена художника. Другие полагают что портрет списан с его дочери или служанки. Первая версия не выдерживает никакой критики: супруге живописца на момент написания было около 40 лет, этот возраст совершенно не вяжется с образом юной девушки.

Гораздо более правдоподобным кажется вариант с дочерью – ей тогда было около 12 лет. А версия с молодой служанкой, позировавшей для картины, была раскрыта в одноименном фильме.

Не меньше споров вызывает сережка, упомянутая в названии. Для настоящего жемчуга она слишком крупная. Скорее всего, это имитация, изготовленная из стекла или перламутра. Кроме того, на украшении нет крючка, с помощью которого оно бы крепилось на ухо. А характерный жемчужный блик — это, по мнению экспертов, лишь повреждение полотна во время реставрации. Поэтому сейчас невозможно с точностью сказать, как выглядело украшение изначально. Возможно, эта деталь вовсе не была жемчужной серёжкой.

Изображенную девушку называют голландской Моной Лизой – она так же прекрасна и загадочна. Она сидит в пол оборота к зрителю и оглядывается через левое плечо. Черты ее лица очень утончённые: большие глубоко посаженные глаза, ровный гордый профиль и влажные, чуть приоткрытые губы. Волосы убраны под сине-желтый тканевый тюрбан. Одежда песочно-желтого цвета больше похожа на халат или накидку, поскольку совершенно не соответствует моде того времени. Белый воротничок, выглядывающий из-под ткани, символизирует невинность девушки.

Особую бархатную глубину работе придаёт совершенно чёрный фон. Но мало кто знает, что изначально цвет покрытия был зелёным, просто со временем краска выцвела и облупилась.

Несмотря на кажущуюся простоту и отсутствие деталей, произведение обладает глубоким содержанием. Художнику удалось запечатлеть тот неуловимый момент, когда девочка становится девушкой. Именно этот краткий миг взросления делает полотно таким притягательным, заставляет смотреть на него снова и снова.

Оцените статью
Добавить комментарий