Описание картины «Смерть скупца» Иеронима Босха: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины “Смерть скупца” Иеронима Босха

 

Описание картины "Смерть скупца" Иеронима Босха: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
И.Босх, “Смерть скупца”, 1494-1516 гг., Фото: upload.wikimedia.org

Название Смерть скупца; Смерть и скупой; Смерть ростовщика; Смерть и скупец
Страна, художник Нидерланды, Иероним Босх
Год 1494-1516
Жанр северное возрождение, аллегорическая сцена
Находится Национальная галерея искусств, Вашингтон
Материалы доска, масло

Картину “Смерть скупца” написал нидерландский художник Иероним Босх в период между 1494 и 1516 годами.

Перед ликом смерти

Автор изобразил на доске смерть жадного человека, которого искушают бесы. Имея сильно вытянутую форму картина похожа на алтарную створку или элемент триптиха. Скорее всего это часть какого-то большого произведения. Картина находится в Национальной галерее искусств, в Вашингтоне.

Иероним Босх удачно смог использовать вытянутую форму своего “холста”, изобразив на нем узкую и высокую спальню. Смерть заглядывает в едва открытую дверь, а Ангел-Хранитель пытается помочь скупцу, указывая вверх и как бы просит приподнять голову на Распятие с образом Иисуса Христа, который излучает яркий луч света. Но скупец не может этого сделать, так как его взор направлен в сторону смерти, а руки тянуться к мешку наполненному монетами, который любезно протягивает ему один из бесов. 

С потолка на скупца смотрит дьявол, наблюдая за его решением. Другой бес, с маленькими крыльями и в капюшоне (есть предположение, что это подпись самого Босха) изображен облокотившимся на барьер, где ниже изображены рыцарский шлем, меч, пика, и рукавица. Он указывает на то, что, уходя в мир иной, человек теряет высокое положение и власть. Бытует мнение, что композиция картины является отсылкой к книге “Искусство умирать”. В ней подробно излагается, как много бесов собирается у смертного одра и искушает умирающего материальными благами и утехами, а Ангел-Хранитель дарует силы противостоять им. 

В книге побеждает ангел, на картине же исход неясен. Сцена смерти отведена на задний план, на переднем изображен тот же скупец в оливковых одеждах, что стоит у сундука с накопленными за всю жизнь вещами и монетами. Этот сюжет призывает сконцентрировать внимание на символе бездумного накопительства. Все это оказывается смехотворным перед лицом смерти.

У полотна богатая палитра. Нет ярких акцентов или необыкновенных деталей, которые бы отвлекали на себя внимание. Преобладают теплые оттенки и светлые тона.

Взгляды наблюдателей должны быть сосредоточены на смысле произведения. Иероним Босх создал лишний повод задуматься над тщетностью бытия.

Оцените статью
Добавить комментарий