Описание картины “Выбор царской невесты” Ильи Репина
И.Репин, “Выбор царской невесты, 1884 год Фото: artchive.ru
Название | Выбор царской (великокняжеской) невесты |
Страна, художник | Россия, Илья Репин |
Год | 1884 |
Жанр | реализм, историческая живопись |
Находится | Пермская Государственная художественная галерея |
Материалы | холст, масло |
Картину “Выбор царской невесты” в 1884 году написал Илья Ефимович Репин – выдающийся русский живописец конца 19 – начала 20 века.Традиции смотрин – они и для царя традиции
С самого начала художественной карьеры он был одним из главных мастеров, работавших в реализме, а также отражал в своих произведениях практически все стороны жизни людей, умел затронуть темы, волнующие общество и находившие его отклик.
«Выбор царской невесты» (или “великокняжеской”) имеет достаточно небольшой размер – всего 65х101 см. Однако холст писался Репиным в течение 4 лет: с 1884 по 1887 год. Полотно не входит в число самых известных работ художника, что не мешает ему быть великолепно исполненному. Мельчайшие детали тщательно проработаны: платья девушек, богато украшенные драгоценностями, выражения лиц людей, отлично передающие эмоции, которые они испытывают.
Среди них можно найти спокойствие и волнение, смирение и решительность, грусть и зависть. Отлично передано ощущение пространства и объема, что неудивительно для работы в стиле реализма. Однако даже среди художников-реалистов Репин выгодно выделялся мастерством в изображении света и бликов, которыми ненавязчиво выделял главные фигуры в композиции, одновременно с этим не оставляя без внимания другие образы на полотне.
Затемнив золотые своды храма, живописец приковывает взгляд зрителя к невестам, среди которых особо выделяются три девушки: одна в нежно-розовых, другие в бело-золотых одеждах. Вероятно, они и есть главные кандидатки на роль жены царя.
С исторической точки зрения, такие смотры действительно были достаточно распространены на Руси, и если правитель долго не мог выбрать себе жену самостоятельно (или если выбрал), традиция требовала организации смотрин, кандидаток на которые тщательно отбирали по всей стране, исходя из пропорций тела, внешности и образования.
После смотра во дворце, который проводили бояре, проходили самые достойные девушки. И лишь после этого каждая из них проходила в свои покои, куда царь приходил знакомиться лично.
В настоящее время полотно находится в Пермской государственной картинной галерее.