Описание картины “Портрет баснописца И.А.Крылова” Петра Оленина
П.Оленин, “Портрет баснописца И.А.Крылова”, 1824 год, Фото: virtualrm.spb.ru
Название | Портрет баснописца И.А.Крылова |
Страна, художник | Россия, Петр Алексеевич Оленин |
Год | 1824 |
Жанр | мужской портрет |
Находится | Государственный Русский музей, Скнкт-Петербург |
Материалы | бумага, пастель |
Картину “Портрет Баснописца И.А. Крылова” написал русский художник Петр Оленин в 1824 году.
Дань уважения и восхищения великим мастером слова
Полотно было создано ко времени, когда Иван Андреевич уже стал известным на всю страну; его басни пользовались популярностью.
Герой портрета изображен в характерной для задумавшегося человека позе. Усталые глаза, на которые помимо дум давят тяжелые надбровные дуги, устремили свой взгляд в никуда, будто в поисках новых идей вне этих стен.
Сама комната показана в бледно-черных и темно-серых тонах, что создает атмосферу тишины, замкнутости, отрешенности, так необходимой для продуктивной творческой деятельности. Показательны положения обеих рук Крылова: правая старательно подпирает голову, готовую рухнуть на стол от тяжести размышлений, левая же убрана за ненадобностью в расстегнутое на одну пуговицу пальто.
Одежда Ивана Андреевича заслуживает отдельного внимания –черное пальто и выглядывающий из-под него белый воротничок определяют социальный статус владельца, по-видимому, чиновника средней руки.
Автор хотел изобразить тяжелый творческий процесс, в который с головой погружен герой его портрета. Отрешенно пуская взгляд куда-то вдаль, Крылов ищет очередную мысль, за которую можно было бы уцепиться и облечь в красивый, но едкий сатирический слог.
Стопка книг на столе, по-видимому, призвана поддержать не только правую руку баснописца, но и его мыслительные процессы. Торчащая из верхней из них закладка намекает на то, что книгой периодически пользуются. Возможно, что это сборник басен самого Крылова.
Время от времени он может перечитывать свои прошлые произведения, вдохновляться ими, черпать и вычленять из старого совершенно новые, ранее не использованные идеи.
Кроме атмосферы, Оленин выражает уважение Ивану Андреевичу. Приятное, не изуродованное гримасой задумчивости лицо, поднятые кверху глаза и мягко струящиеся волосы отражают честность помыслов, нравственность и проницательный ум героя, а также вызывают симпатию у зрителя.
И действительно, Крылов – великий русский баснописец, чья сатира на власти, человека и общество того времени актуальна и по сей день. Лишь мастерски владея словом, имея богатый жизненный опыт и умение вычленять то болезненное, что является корнем человеческих бед и согрешений, можно претворить в жизнь то, что удалось сделать Крылову.