Описание картины Николая Богданова-Бельского «Новые хозяева. Чаепитие»
Николай Богданов-Бельский, 1913 год, картина «Новые хозяева. Чаепитие», Фото: muzei-mira.com
Название | Новые хозяева. Чаепитие |
Страна, художник | Россия, Николай Богданов-Бельский |
Год | 1913 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Частная коллекция |
Материалы | холст, масло |
Богданов-Бельский был выходцем из простой семьи, но сумел развить свой талант и стать довольно известным художником. Его героями чаще всего становились крестьянские дети, а также он писал этюды с налетом импрессионизма.
Одной из ярких работ художника, отражавшей актуальные изменения, происходившие в обществе, является картина «Новые хозяева». Из-за отмены крепостного права, многие дворяне разорились. Они были вынуждены продавать свои поместья за бесценок и уезжать. Покупали хозяйские дома чаще всего бывшие крепостные – именно они привыкли на протяжении многих поколений работать от зари до зари, и только теперь начали получать деньги за свой тяжелый труд.
На холсте изображено дворянское поместье. Прежде светлый богатый дом сейчас переживает не лучшие времена: штукатурка облупилась, окна без штор выглядят по-сиротски голыми, в центре комнаты стоит печка-буржуйка, а вокруг стола собрались разномастные стулья. Очевидно, прежние хозяева в спешке покидали разоренный дом, а новые владельцы еще не успели обустроить свой быт или даже снять со стен барские портреты.
За круглым столом, укрытым простой скатертью, за чаепитием собралась большая семья – новые хозяева поместья. Вперемешку сидят пожилые отец с матерью и шестеро детей разных возрастов. Одежда на них новая, но скромная. Стол накрыт так же просто: в центре блестящий самовар, граненые стаканы с чаем и горка круглых творожных ватрушек. Почти все сидящие серпают чай по-простому из блюдец, только старшая девушка наливает из изящного чайничка в тонкую фарфоровую чашку. Видно, что эти люди еще не привыкли к своему новому положению и немного робеют, сидя в большом хозяйском доме, где раньше, возможно, работали конюхами или кухарками.
Но, несмотря на нынешнюю неловкость, бывшие крепостные крестьяне теперь являются хозяевами в новом изменившемся мире, а значит, именно они будут устанавливать новые правила, и произведение Богданова-Бельского наглядно это демонстрирует.