Описание картины Ивана Айвазовского “Всемирный потоп”
Иван Айвазовский, 1864 год, “Всемирный потоп”, фото: armmuseum.ru
Название | Всемирный потоп |
Страна, художник | Россия, Иван Айвазовский |
Год | 1864 |
Жанр | религиозный сюжет, романтизм |
Находится | Государственный русский музей |
Материалы | холст, масло |
Картину “Всемирный потоп” в 1864 году написал русский художник Иван Айвазовский. Он обратился к этому сюжету еще в 1862 году, возвращаясь к работе в течение следующих 2 лет. Таким образом родилось 2 полотна в разном исполнении: акварель на бумаге и масло на холсте.
Даже в Библейском сюжете Айвазовский – это, в первую очередь, море
Религиозную тему иллюстрировало множество живописцев, в том числе – всемирный потоп. Но вряд ли кто-то кроме Ивана Константиновича мог так мастерски зрелищно и глубоко изобразить масштаб бедствия. Великую бурю, захватившую землю и небеса, громадины волн, захлестывающие скальные выступы – последнюю надежду гибнущего существа. Весь ужас людей и животных.
Тем не менее полотно, по обычаю автора, – скорее рассказ о мощи неистовой стихии, нежели сюжет Священного Писания. В центре внимания – яростная, даже жестокая красота неукротимого моря, непреклонная его победа над всем сущим.
Это самое “сущее” – персонажи – крайне интересны у Айвазовского. Они – собирательный образ всего человечества. Царь и жрец, пытающиеся перед ликом смерти спасти драгоценные сосуды с золотом. Старик, по всей видимости, со своим семейством. Группа коленопреклоненных людей.
Палитра полотна предвещает трагический конец, отчаяние борьбы человека против стихии. Но даже здесь море художника предстает как основа, как единственное спасение: возможность искупить грехи человечества, получить Его помилование. Даже эти черные волны – предвестник начала чего-то лучшего.
Айвазовский показывает проблеск надежды в золотисто-желтых красках в левой части картины. Кажется, словно грозовые тучи расступаются и божественный свет забирает в лучший мир их кающиеся души. Сочетание светлого и темного, жизни и смерти в палитре сюжета заставляет нас сегодня переживать такую бурю смешанных чувств, глядя на это творение.
“Всемирный потоп” Айвазовского в 1864 выставлялся при Академии художеств и на ура встречен русской интеллигенцией. Уже на следующий год он был куплен Александром Вторым и помещен в Эрмитаж.