Описание картины Ивана Айвазовского «Всемирный потоп»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Русские художники

Описание картины Ивана Айвазовского “Всемирный потоп”

 

Описание картины Ивана Айвазовского "Всемирный потоп": фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Иван Айвазовский, 1864 год, “Всемирный потоп”, фото: armmuseum.ru

Название Всемирный потоп
Страна, художник Россия, Иван Айвазовский
Год 1864
Жанр религиозный сюжет, романтизм
Находится Государственный русский музей
Материалы холст, масло

Картину “Всемирный потоп” в 1864 году написал русский художник Иван Айвазовский. Он обратился к этому сюжету еще в 1862 году, возвращаясь к работе в течение следующих 2 лет. Таким образом родилось 2 полотна в разном исполнении: акварель на бумаге и масло на холсте.

Даже в Библейском сюжете Айвазовский – это, в первую очередь, море

Религиозную тему иллюстрировало множество живописцев, в том числе – всемирный потоп. Но вряд ли кто-то кроме Ивана Константиновича мог так мастерски зрелищно и глубоко изобразить масштаб бедствия. Великую бурю, захватившую землю и небеса, громадины волн, захлестывающие скальные выступы – последнюю надежду гибнущего существа. Весь ужас людей и животных.

Тем не менее полотно, по обычаю автора, – скорее рассказ о мощи неистовой стихии, нежели сюжет Священного Писания. В центре внимания – яростная, даже жестокая красота неукротимого моря, непреклонная его победа над всем сущим.

Это самое “сущее” – персонажи – крайне интересны у Айвазовского. Они – собирательный образ всего человечества. Царь и жрец, пытающиеся перед ликом смерти спасти драгоценные сосуды с золотом. Старик, по всей видимости, со своим семейством. Группа коленопреклоненных людей.

Палитра полотна предвещает трагический конец, отчаяние борьбы человека против стихии. Но даже здесь море художника предстает как основа, как единственное спасение: возможность искупить грехи человечества, получить Его помилование. Даже эти черные волны – предвестник начала чего-то лучшего.

Айвазовский показывает проблеск надежды в золотисто-желтых красках в левой части картины. Кажется, словно грозовые тучи расступаются и божественный свет забирает в лучший мир их кающиеся души. Сочетание светлого и темного, жизни и смерти в палитре сюжета заставляет нас сегодня переживать такую бурю смешанных чувств, глядя на это творение.

“Всемирный потоп” Айвазовского в 1864 выставлялся при Академии художеств и на ура встречен русской интеллигенцией. Уже на следующий год он был куплен Александром Вторым и помещен в Эрмитаж.

Оцените статью
Добавить комментарий