В русском языке так много слов и фраз, выражающих благодарность: спасибо, благодарю, крайне признателен, вы так любезны, так мило. Но «базовым», то есть самым популярным, было, есть и будет «спасибо». В устной речи оно не вызывает никаких затруднений. А вот в письменной, да еще и в составе выражений, способно заставить задуматься. Например, как пишется «заранее спасибо»: с запятой или без?
Часть речи и роль в предложении сочетания «заранее спасибо»
Выражение состоит из двух самостоятельных слов: наречия «заранее» и междометия «спасибо».
Наречие образовалось приставочным способом, на основе уже имеющегося наречия: «за + ранее». Оно отвечает на вопрос «когда?». Обозначает временной признак. Слитное написание лексемы регулируется правилом: «Наречие, возникшее на основе другого наречия префиксальным способом, пишется слитно». В предложении подчеркивается как обстоятельство:
Этикетное междометие «спасибо» — это неизменяемое слово, которое помогает выразить благодарность. В этом значении синонимично слову «благодарю». Порой характерно и для иронического высказывания:
Фраза «заранее спасибо» используется для выражения заблаговременной благодарности еще до того, как вам помогли или оказали определенную услугу. Сочетание не считается литературным, это разговорное, просторечное выражение.
Нужно ли выделять сочетание «заранее спасибо» запятыми?
Выражение не нужно выделять запятыми, если за ним следует слово, обозначающее лицо или что-то, заслуживающее благодарности.
Эти лексемы отвечают на вопросы «за что?», «кому?».
Если же это междометное выражение выступает как самостоятельная благодарность-фраза без «прилегающих» слов-адресатов, то постановка «точки с хвостиком» после него корректна.
Если сочетание оформляется как отдельное предложение, знаками завершения выступает точка или восклицательный знак.
Примеры предложений
В нижеприведенных предложениях постановка «точки с хвостиком» рядом с конструкцией обусловлена особенностями основной синтаксической единицы:
Стоит ли использовать сочетание «заранее спасибо» в деловой переписке?
Любая деловая переписка должна быть качественно, грамотно и этично оформлена. Для этого важно в письмах соблюдать формальный стиль, следует избегать ненормативной лексики, сленга, неуместного юмора. Использование в переписке такой фразы как «заранее спасибо» может быть воспринято адресатом как манипуляция.
Подумайте, если вас заблаговременно поблагодарили за то, чего вы еще не сделали, то складывается впечатление, что выполнение просьбы, поручения считается обязательным. И адресат оказывается в незавидном положении: отказаться неудобно, но выполнить тоже невозможно. По этой причине правила деловой переписки запрещают употреблять рассматриваемое сочетание.
Если уж вы решили написать письмо, то поблагодарите адресата за организацию торжества, проведение переговоров, которые имели место! Например, если фирма долго сотрудничает с вами, то уместно написать так: