Описание картины Васнецова «Баян»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Васнецова «Баян»

 

Описание картины Васнецова «Баян»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Виктор Васнецов, 1910 год, картина “Баян”. Фото: wikipedia.org

Название Баян
Страна, художник Россия, Виктор Васнецов
Год 1910
Жанр историческая картина, иллюстрация фольклора, былинная тема
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Картину “Баян” написал русский художник Виктор Васнецов в 1910 году.

Старый добрый Васнецов 

Автор – пожалуй, главный русский художник исторического и фольклорного жанров. Картина “Баян” – один из примеров использования истории Древней Руси в его творчестве.

Полотно создано по мотивам поэмы “Слово о полку Игореве”. В ней не раз упоминается Баян – древнерусский сказитель. 

По сюжету, он сидит на холме, окруженный воинами, что слушают его песню. Среди них и князь Игорь – главный герой поэмы.

Картина интересна своей композицией: Баян, в честь которого она названа, сидит не в центре, а справа. Большую часть полотна занимают воины. Их спокойные и при этом решительные и отважные лица призваны донести замысел художника – храбрость, доблесть и преданность Родине, которая помогала русским войскам раз за разом одолевать врагов.

Кардинально отличается от витязей сам Баян. Его образ привносит в общую картину некую мистику, сказочность. Он одет в белые языческие одежды, в руках держит гусли. Если позы солдат статичны, неподвижны; они словно зачарованы песней, – то Баян динамичен, его рука поднята вверх, волосы развеваются на ветру – весь его вид показывает, как сказитель старается приободрить воинов, поднять их боевой дух. Образ Баяна – еще один символ: с его помощью Васнецов демонстрирует роль искусства в жизни человека, особенно в тяжелые времена.

Важны в картине и детали: например, княжеский сын, сидящий рядом с отцом. Он, как и остальные, внемлет песне Баяна и, пусть он еще не участвовал в битвах, – его лицо сурово и сосредоточенно. Его присутствие на полотне неслучайно: то, что он не остался дома с матерью, а отправился в военный поход с отцом, означает важность предстоящей битвы. Следует также обратить внимание на копье в середине воинского круга – оно загнано глубоко в землю, что подчеркивает решительность Игорева полка.

Палитра картины передает ее встревоженное настроение: много красных, серых и черных элементов, пасмурное небо создают мрачную атмосферу. С другой стороны, им противопоставлены зеленый холм и нежные веточки с цветами на переднем фоне – они символизируют надежду на победу русских войск и долгожданный конец войны.

В настоящее время полотно находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.

Оцените статью
Добавить комментарий