Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Василий Суриков, 1895, Русский музей. Источник: https://ru.wikipedia.org

Название Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
Страна, художник Россия, Василий Суриков
Год 1895
Жанр сюжетная живопись
Где хранится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло

Исторически покорение Сибири началось с похода войска атамана Ермака в тысяча пятьсот восьмидесятом году против Сибирского ханства. Присоединение Дальнего востока и Сибири к России было кровопролитным  с ожесточенными боями местных жителей и казаков. Один из таких боев изображен на картине Василия Ивановича Сурикова.

Кровавая сеча  между казаками Ермака и тюркским племенем, собранным ханом Кучумом, обрывистые берега и мутные воды реки, пасмурное небо и ханская конница над обрывом. Все пропитано войной не на жизнь.

В центре композиции сам Ермак Тимофеевич под православными знаменами с изображением  Спаса нерукотворного и Святого Георгия Победоносца, в стальном шлеме, жестом руки поднимающий свое войско в атаку. Казаки верные, идущие на смерть за Русь за отечество, следуя его приказу, бросаются в бой.

Лодка Ермака, окруженного своей дружиной, практически врезается носом в толпу войска ханского. Татары в панике, они практически повержены и прижаты к скалистому обрыву реки. Над обрывом виднеется конная поддержка Кучума, однако казаков не сломить. Подвигом останется в веках присоединение Сибири атаманом Ермаком.

Кругом крики, ружейные залпы, плеск замутненной реки, с ненавистью смотрит дружина на поморов, живописная казацкая масса и смешанный, почти безликий враг. Облачное небо передает всю трагичность момента, вода в реке окрашивается в кроваво-красный. В воздухе пахнет, порохом, страхом и смертью.

На втором плане виднеются казаки, уже вступившие в рукопашную, бессильны оказываются ханские стрелы, торчащие в некоторых местах из воды, против казацких ружей.

На заднем плане картины град стоит, за который сейчас идет кровавый бой. Крепость на высоком холме скоро станет Русским градом. В целом картина воинственна и тревожна. Батальная сцена передана мастером очень точно и натурально.

Оцените статью
Добавить комментарий