Описание картины «Мочалов среди своих почитателей» Николая Неврева: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины “Мочалов среди своих почитателей” Николая Неврева

Описание картины "Мочалов среди своих почитателей" Николая Неврева: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Н.Неврев, “Мочалов среди почитателей”, 1888 год

Название Мочалов среди своих почитателей
Страна, художник Россия, Николай Васильевич Неврев
Год 1888
Жанр портрет, жанровая сцена, интерьер
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло

Картину “Мочалов среди своих почитателей” написал русский художник Николай Неврев в 1888 году.

Групповой портрет в восхитительном исполнении

Автор своим современникам был знаком в первую очередь как мастер исторической живописи. Но вышедшие из-под кисти мастера жанровые сцены тоже по достоинству ценились. Его картина “Мочалов среди почитателей” – одно из первых приобретений для Русского музея.

Сюжет картины художнику подсказал знаменитый театральный деятель М. Щепкин, поведавший о забавном эпизоде, произошедшим с знаменитым актером Николаем Мочаловым. Однажды он зашел в трактир, был узнан одним из посетителей и приглашен им в гости. Домочадцы и соседи были поражены, что хозяин привел «отведать семги» такую знаменитость и собрались в гостиной. Мочалова уговорили прочитать монолог, чем он восхитил своих слушателей.

Картина была написана в 1888 году, через 40 лет после смерти Мочалова. Поэтому в некотором смысле ее тоже можно назвать исторической. С присущей Невреву тщательностью изображены детали быта, элементы одежды, прически по моде тех лет.

На картине изображена светлая гостиная. Ее сцены популярного в те времена канареечного цвета украшены пейзажем и портретами военных и духовных лиц. На простом окрашенном полу домотканый половик. Мебель простая, но с претензией на хороший вкус: сиденья стульев обиты голубым атласом. Видимо, хозяева люди среднего дохода, но стараются произвести внушительное впечатление. Это предположение подтверждается и пестрой скатертью на столе, и обилием бутылок и хрустальных бокалов.

В этом интерьере изображена группа людей, центром которой является главный герой – актер Николай Мочалов. Художник старался добиться портретного сходства, ориентируясь на прижизненные портреты знаменитости. Актер стоит, скрестив руки на груди, и произносит театральный монолог, направив взгляд вверх. Его коричневое пальто расстегнуто, поэтому виден белый жилет с золотой цепочкой. Идеально отпаренные брюки и начищенные до блеска ботинки дополняют образ человека, привыкшего к всеобщему вниманию.

На переднем плане, лицом к Мочалову и почти спиной к зрителю, сидит мужчина в темно-синем пальто. Он зачарован выступлением и слушает, подперев щеку кулаком.

Справа за столом очень интересная группа слушателей и зрителей. Старик смотрит, не отрываясь, и слушает с таким вниманием и удивлением, что и не заметил, как приоткрыл рот.

Мужчина средних лет наблюдает за выступлением исподлобья, с легкой иронией. Его модный костюм с галстуком-бантом и стоящая рядом трость подсказывают о его более высоком, чем хозяин дома, происхождении.

Лицом к зрителю сидит еще один мужчина. Он уже не смотрит на Мочалова, а обхватил голову руками, запустив пальцы во взъерошенные волосы. Видимо, произносимый актером монолог очень взволновал его.

Позади стола стоит хорошо одетый мужчина с бокалом в руке. Он так увлекся выступлением, что даже забыл выпить налитое. Справа от него, на заднем плане, стоит у второго стола мальчик лет 7-8. Он находится за спиной Мочалова и не видит его лица, только слышит голос. Но и этим малыш так впечатлен, что наблюдает за происходящим, запрокинув голову и приоткрыв рот.

На заднем плане, за спиной актера справа, еще два зрителя. Молодой человек сидит на стуле в несколько неловкой позе. Его лицо раскраснелось. Кажется, он только что вбежал и присел, боясь пропустить такую фантастическую возможность – увидеть самого Мочалова.

В дверном проеме стоит женщина в белом платье и атласной шали. Она очень эмоционально реагирует на выступление актера, словно сочувствуя его персонажу.

Все поклонники образуют вокруг Мочалова круг, который замыкает сам зритель, смотрящий на картину.

Оцените статью
Добавить комментарий