Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Бориса Кустодиева “Масленица”

 

Описание картины Бориса Кустодиева "Масленица": фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Борис Кустодиев, 1919 год, картина «Масленица», Фото: regnum.ru

 

Название Масленица
Страна, художник Россия, Борис Кустодиев
Год 1919
Жанр Жанровая сцена
Находится Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Как почитателей таланта Бориса Кустодиева, так и критиковавших было много: кто-то восхищался удачно подобранными красками, кто-то видел в картинах подлинную народность, но были и те, кто резко критиковали все его творчество за сильную схожесть с манерой Репина. Большая ярость была брошена на «Масленицу» 1916 года, но сам Репин и заступился за художника.

Лубочный жанр был одним из любимых жанров Кустодиева, по этой причине картины отличаются красочностью, многообразием и весельем. Любое произведение является событием, в котором принимают участие и народ, и архитектура, и пейзаж, при этом у каждого объекта своя эмоция. Масленица – излюбленная тема живописца, именно к ней он несколько раз обращался в 1916, 1919 и 1920 годах. Картина 1919 года была написана больным художником, но, несмотря на это, в ней полно радости и жизнелюбия.

Динамика картины бешеная: вот сани, которые несутся по хрустящему снегу, прекрасные лошади, торговец сладостями, изумленно смотрящий на тройку коней, шумный народ справа, ребенок с санками. Все объекты картины расположены по театральному принципу. Церковь стоит строго посередине, это можно объяснить высокой степенью религиозности русских людей, и несмотря на ее расположение позади празднества, она поднимается над городишком.

Картина красочная, необычная, и примитивные мазки не мешают ей считаться идеалом народного гуляния. Насыщенный зеленый, красный, желтый, синий добавляют сочности и свежести широкому полотну. Снежок и тот имеет яркие отблески. Торжественность вносят наличие желтого дома, театра и желтых куполов. Всю пышность немного разбавляет коричневый оттенок одеяний и домика слева.

То, как расписаны сани, детали красивых нарядов, шествующая знать, создает атмосферу радости, распространяющейся на всех героев. Кажется, что все забыли о своих делах – здесь и сейчас нужно только веселится и праздновать. Многие жители в ожидании увидеть актеров театра. Театр покажет всем желающим забавные сцены из жизни и подарит отличное настроение на весь день.

Герои картины отличаются многогранностью. Лихой молодой человек, шепчущий девушке, покрасневшей от смущения, ласковые слова, бородатый кучер в купеческой упряжке, который лихо вскинул кнут, люди, наряженные в богатые шубы, ведущие неспешные разговоры. Отрицательные персонажи здесь отсутствуют, и то, кажется, если бы здесь и были такие, то всеобщая атмосфера радости обуяла б их, осветив их мрачные лица. Художник целенаправленно не создавал конкретных образов, он стремился к обобщенному народному образу, который не чурается простых человеческих желаний.

Розовые лучи пылающего солнца отражают кульминацию праздника провинциального города. Все разнообразие образов и палитра цветов дает нам право сравнивать все происходящее с музыкальной шкатулкой, в которой присутствуют диковинные мотивы. Кустодиев был последним из тех, кто писал на такие позитивные и яркие сюжеты.

Оцените статью
Добавить комментарий