Описание картины «Баскаки» Сергея Иванова: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины “Баскаки” Сергея Иванова

 

Описание картины "Баскаки" Сергея Иванова: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
С.Иванов, “Баскаки”, 1909 год, Фото: vsdn.ru

Название Баскаки
Страна, художник Россия, Сергей Васильевич Иванов
Год 1908-1909
Жанр иллюстрация, историческая картина
Находится Музей истории города Москвы, Москва
Материалы картон, масло

Картину “Баскаки” написал русский художник Сергей Иванов в 1909 году. 

Боль и страх несломленного народа

Человеческое сострадание к трагическим моментам истории отражается и в творчестве живописца Сергея Иванова.

“Баскаки” – одно из последних его произведений. Творческий путь Иванова – это жажда передать всю боль народа, повседневную жизнь древней Руси, с ее сложностями и лишениями, а вовсе не яркие, героические битвы и победы.

Порабощенный, народ, вынужденный платить буквально чтобы продолжать жить, не сломлен. Он сохранил самобытность и привычный жизненный уклад. Иванов прекрасно изобразил тот момент, когда баскак-откупщик, не соизволив даже слезть с лошади, глядит на разложенную перед ним подать. Эта утварь – плоды труда разных ремесленников. Предметы сверяют со списками и уносят в телегу вынужденные помогать во всем этом варварстве русские, что видно на втором плане.

Как подать уйдут не только лучшие изделия деревенских умельцев: приготовленные в качестве рабов парни и девушки связанными стоят на коленях. Они в композиции – яркие пятна на переднем плане, как олицетворение кажущегося бесконечным плена русичей. Разрозненных, без шанса на сопротивление.

Вокруг главного баскака, словно черные тени, бледная, но неизбежная армия татаро-монгольской орды. Они всегда готовы начать грабить и убивать присутствующих подданных по одному лишь взмаху руки представителя ханского двора. Будь причиной недостаток предметов подати или что-то иное.

Сюжет не оставляет возможности противиться: он поглощает эффектом присутствия, зритель мгновенно сопричастен и сопереживает происходящему. Этот самый эффект для картины – нечто новое для того периода, начало модерна в исторической живописи.

Выразительные позы и контуры, яркость и чистота палитры, лаконичность, переплетающаяся с декоративностью, острое ощущение драмы – особенности картин Иванова, который не довольствовался милым бытом в исторических сюжетах.

Полотно хранится в Музее истории и реконструкции Москвы (ныне – Музей истории Москвы).

Оцените статью
Добавить комментарий